Ограбления банков в цифрах

Впечатляющее количество ограблений банков — 5014 — случилось в США в 2011 году. К ним добавляются 60 краж со взломом, 12 хищений и 7 случаев вымогательства. Иными словами, это 5068 банковских преступлений. Их зафиксировало Федеральное бюро расследований США (ФБР), которое опубликовало статистику по ограблениям банков за 2011 год. И хотя это меньше, чем в 2010 году, когда количество аналогичных преступлений составило 5641, в новой статистике содержится немало поучительного.

Например, видно, что те, кто грабит банки, — ранние люди. Они предпочитают работать между 9 и 11 утра. Они также пятничные люди — в пятницу происходит больше ограблений банков, чем в любой другой день недели. Они — не приверженцы маленьких городов. Ограбления банков в мегаполисах — наиболее частые, но ограбления в небольших городах отстают не сильно, и немного более популярны, чем в пригородах. Мужчины гораздо чаще, чем женщины идут на такие преступления — в соотношении 12:1.
Удивительно, что из всех 38 343 501 доллара 96 центов, украденных в ходе этих 5 с лишним тысяч инцидентов, только 8 070 886 долларов 97 центов были возвращены — всего лишь 21%. При наличии всех этих камер, тревожных датчиков и "красящих пачек" преступникам удалось обогатиться на 30 млн долларов — в среднем почти на 6 тысяч долларов на инцидент.
Как же действовали преступники? Чаще всего предъявляли свои требования в письменном виде — в 2958 случаях. Немного реже это делалось устно — 2678 раз. Актами насилия ограбления сопровождались 201 раз.
В 1242 случаях преступники использовали огнестрельное оружие. В 1209 из них это были пистолеты, а в 61 инциденте — другое огнестрельное оружие, что в сумме больше первого числа, потому что иногда это было и то, и другое сразу. Холодное оружие шло в ход 31 раз. Если же ко всему добавить нападения, при которых злоумышленники лишь сообщали, что вооружены, но реально ничего никому не показывали, то выйдет 2331 случай. В заложники было взято 30 человек.
В итоге к денежным потерям надо добавить ещё и цену человеческих жертв. За год ранено 88 человек, убито — 13. Если связанные с этим расходы, например на лечение раненых, прибавить к похищенным деньгам, то средняя цифра ещё возрастёт. Подход, основанный на том, что стоимостное выражение страданий людей следует добавлять к похищенным деньгам, получает среди западных специалистов всё более широкое распространение.
Интересно также посмотреть, какие технологии и системы использовались в банковских инцидентах в 2011 году. Из всех этих 5086 инцидентов только в 5,4% мы наблюдаем использование электронных следящих систем, действие которых основано на том, что гаджет, содержащий передатчик, прячут в передаваемые грабителю деньги. Только 4,6% организаций, ставших жертвами нападения, имели охрану. Специальные деньги-приманки попали в руки преступников в 31,5% случаев.
Около 24% были оснащены слезоточивым газом или "красящими пачками", которые можно было использовать против злоумышленников. "Красящая пачка" — это муляж денег, в котором сделана специальная ниша, содержащая краску. После того, как преступник покинет банк, её можно дистанционно привести в действие. Следует небольшой взрыв, и грабитель оказывается помечен краской. В другом варианте этого средства вместо краски применяется слезоточивый газ. И лишь 38% из тех немногих, кто имел такие опасные для злоумышленников "куклы", смогли ими воспользоваться.
Лучше обстоит дело с видеонаблюдением и охранной сигнализацией. Система видеонаблюдения имелась у 98% из тех, кто подвергся нападению, охранная сигнализация — у 97%. При этом видеонаблюдение не сработало лишь в 1,5% случаев, охранная сигнализация — в 1,3%.
О возврате инвестиций в сфере безопасности говорится много, потому что эта область часто рассматривается как объект расходования средств, с малой возможностью вернуть их. Потому стоит задать вопрос: насколько большим должен быть показатель ROI (Return-on-Investments — "Возврат инвестиций") при средних потерях в 6 тыс. долларов за инцидент, чтобы банк мог вернуть деньги, вложенные в системы безопасности?
Далее следуют более общие вопросы. Если вы — руководитель службы безопасности в компании с каким угодно направлением деятельности, отслеживаете ли вы случающиеся инциденты и смотрите ли, какие инвестиции вы сделали, чтобы предотвратить эти инциденты? Можете ли вы сказать, в какой доле инцидентов ваши охранники были полезны для предотвращения преступления? Можете ли вы сказать, в какой доле этих инцидентов вам удалось получить из вашей системы видеонаблюдения информативное изображение нарушителей? Отслеживать преступников и потери — это хорошо, но отслеживать эффективность вложений в безопасность — ещё лучше.